Урок - практикум « Состав слова» 6 класс
Подготовила
Байдильдинова Гульзия Толеуовна
учитель русского языка и литературы в классах с казахским
языком обучения
средняя школа № 21
село Софиевка
Целиноградский район
Акмолинская область
Цели урока:
- образовательная : повторение, систематизация и контроль знаний учащихся
- развивающая: развитие умений и навыков устной и письменной речи, подбора однокоренных слов,
форм слова, разбора слов по составу, активизация познавательной и творческой деятельности учащихся, формирование умений работать коллективно, самостоятельно и в группах, умение осуществлять
контроль.
- воспитательная: повышение интереса к изучению русского языка
Тип урока: урок - практикум
Метод: словесный, практический, демонстрационный
Ход урока:
1.
Активизация познавательной деятельности.
2.
Устный опрос.
3.
Практические задания.
4.
Итоги урока.
5.
Домашнее задание
1.
Активизация познавательной деятельности.
2.
Устный опрос ( коллективная работа) (слайд № 3)
-
из каких частей состоит слово?
-
что такое корень?
-
что такое окончание?
-
что такое приставка, суффикс?
-
что входит в состав основы слова?
-
что такое форма слова?
-
какие слова являются однокоренными?
Приведите примеры однокоренных слов.
Работа в группах
1 задание (Слайд № 4)
(
Вниманию учащихся представлены тексты)
Прочитать
текст.
Произвести
синтаксический разбор выделенного предложения.
(
1 ученик у доски ,остальная группа в тетрадях)
Найти
в тексте однокоренные слова, разобрать их по составу.
(
По 1 ученику от каждой группы)
1
текст.
Зима.
Зимние дни холодные и снежные. Звери
зимуют в теплых
норах. Медведь перезимует в своей берлоге.
2
текст.
Наступила снежная зима. Снегом покрыта земля. Дети катаются на санках и
играют в снежки.
2 задание. (Слайд № 5)
Разобрать
данные слова по составу , определить являются ли они однокоренными
1 группа
|
2 группа |
пена пенка пенек |
вода водный проводник |
железо желток желтый |
горка горе горный |
циркуль циркач цирк |
полет лето летний |
диво диван дивный |
город городской загородка |
3
задание
К
данным словам напишите их формы ( слайд № 6)
1 группа |
2 группа |
труд |
работа |
друг |
враг |
веселый |
грустный |
умный |
глупый |
4 задание
Разобрав
слова по составу, укажите слова , в которых
ПРО- является приставкой ( слайд
№ 7)
1 группа |
2 группа |
пробег |
прощать |
проба |
противный |
проходить |
проверю |
простой |
пролет |
5 задание ( слайд № 8)
Разобрав
слова по составу, указать слова, в которых О-,
ДО- являются частью корня.
(Обе группы разбирают все слова, выполняют задание
самостоятельно. По окончании выполнения
взаимопроверка по группам.)
1
группа
2 группа
оружие |
добежать |
окружать |
доброта |
осень |
доверие |
огонь |
добрый |
осмотреть |
доска |
6 задание (слайд № 9)
Кто
быстрее! (Ученики каждой группы поочередно выбегают к доске и выделяют только
одну морфему). Побеждает та группа , которая быстрее и верно закончит разбор).
Зарядка |
Парта |
Погрузка |
Петушок |
Стол |
Танкист |
Мышонок |
Походка |
летчик |
побелка |
7
задание ( слайд № 10)
От
каждой пары слов образовать новые слова
1 группа |
2 группа |
Сам, варить |
Луна, ходить |
Вода, падать |
Физическая культура |
Главный врач |
Детский сад |
Спортивная школа |
Каша варить |
Заведующий хозяйством |
Диван и кровать |
8 задание (слайд № 11)
Образуйте
новые слова при помощи
1 группа |
2 группа |
Приставок ОТ-, ВЫ-, ЗА-, РАЗ-, и слова ДАТЬ |
Приставок РАС-, ПОД-, ПЕРЕ-, ВЫ- и слова СКАЗАТЬ |
Суффикса ОВ- и слов БЕРЕЗА, ДУБ,ПУХ |
Суффикса ЕНЬК- и слов ДОБРЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ |
Подведение
итогов. Рефлексия.
Домашнее
задание: составить тесты ( по 5 вопросов) по теме «Состав слова»